Положение о наставничестве

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол № 2 от 31.12.2020г.

Утверждено
распоряжением директора
МОУ «Борская ООШ»
№ 421 от 30.12.2020г.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МОУ «Борская ООШ»
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Борская ООШ»
(далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства
просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МОУ «Борская ООШ» (далее
школа),
осуществляющая
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, программам (далее - целевая модель наставничества)
разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных
проектов «Современная школа», «Учитель будущего» и «Уcпex каждого
ребенка» национального проекта «Образование».
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника
и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1 Наставничество – технология передачи опыта, знаний,
формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через
неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели
через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и
формирующих
их
действий,
направленный
на
организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для
получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый – участник программы наставничества, который
через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает

конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий
успешный
опыт
в
достижении
жизненного,
личностного
и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом
и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор
–
сотрудник
образовательной
организации,
осуществляющий деятельность по общеобразовательным программам и
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программы наставничества в ОУ.
2.8. Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов,
инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги)
разных уровней образования и молодых специалистов,
3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества:
● разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения
целевой модели;
● разработка и реализация программ наставничества;
● реализация кадровой политики, в том числе: привлечение , обучение
и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в
программе наставничества;
● инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программы наставничества;
● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной
траектории;
● осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества;
● проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ наставничества в школе;

● формирование баз данных программ наставничества и лучших
практик;
● обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации
целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Школьное наставничество
организуется на основании
распоряжения директора школы.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет
куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Куратор
целевой
модели
наставничества
назначается
распоряжением руководителя ОУ.
4.4. Разработка
программы
наставничества
осуществляется
проектной группой, назначаемой распоряжением директора.
4.5. Программа наставничества в ОУ реализуется в ходе работы
куратора с базами наставляемых и наставников.
4.6. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
директором школы, куратором, во взаимодействии с педагогическими
работниками ОУ, классными руководителями и иными лицами школы, на
основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов как
потенциальных участниках программы.
4.7. Наставляемыми могут быть обучающиеся:
- проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к
определенным предметам;
демонстрирующие
неудовлетворительные
образовательные
результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
-демонстрирующие
неудовлетворительные
образовательные
результаты;
- имеющие проблемы с поведением;
4.8. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты, находящиеся в процессе адаптации на новом
месте работы.
4.9. Наставниками могут быть :
− обучающиеся , мотивированные помочь сверстникам в
образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
− педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
− родители обучающихся — активные участники родительских
советов;

− выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
− сотрудники
предприятий и организаций, заинтересованные в
подготовке будущих кадров;
−успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие
потребность передать свой опыт;
− ветераны педагогического труда.
4.10. База наставляемых и база наставников может меняться в
зависимости от потребностей ОУ в целом и от потребностей участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных
представителей.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных от совершеннолетних участников программы, а также
соглашения наставляемых и наставников.
4.14. Формирование наставнических пар и групп осуществляется после
знакомство с программой наставничества;
4.15. Формирование наставнических пар и групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается распоряжением директора школы;
4.16. С наставниками, приглашенными из внешней среды,
составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя
из образовательных потребностей школы и целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «ученик – ученик», «учитель учитель», «работодатель – ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме ученик –
ученик», «учитель - учитель», «работодатель – ученик» на ученической
конференции, педагогическом совете и родительском комитете.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия
«наставник – наставляемый».
•
Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
•
Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
•
Встреча – планирование рабочего процесса, составление
индивидуального маршрута, наставляемого.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в
течение календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи-планирования

Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
6.1. Мониторингом процесса реализации программы наставничества
понимается как система сбора, обработки, хранения и использования
информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух
основных частей:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного, компетентностного,
профессионального
роста
участников, динамика
образовательных
результатов.
6.

7.
Обязанности и права наставника:
• Знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и
обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые
стороны и определить векторы развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого
цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и
указывать на риски и противоречия.
•
Личным
примером
развивать положительные
качества
наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора
•
Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной
работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника.
•
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских
конкурсах наставничества.
9.

Обязанности наставляемого:

• Знать
требования
законодательства
в
сфере
образования,
ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и
обязанности.
• Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут.
• Выполнять задания индивидуального маршрута.




10. права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.

11. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
• Распоряжение директора школы о внедрении целевой модели
наставничества;;
• Положение о наставничестве в ОУ;
• Программа наставничества в ОУ;
• План реализации целевой модели наставничества в ОУ («Дорожная
карта»)
• Распоряжение о назначение наставников программы наставничества
ОУ; об утверждении пар/групп.

Приложение 2
к распоряжению директора
МОУ «Борская ООШ»
№ 421 от 30.12.2020г.
Целевая модель наставничества
«Учитель-ученик» на 2020-2021 учебный год
Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации
личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и
навыков молодежи.
Задачи:
Оказание помощь обучающимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.
Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, формирования ценностных и жизненных
ориентиров.
Развитие лидерских, коммуникативных, организационных навыков.
Результат:
Повышение успеваемости обучающихся.
Увеличение доли внеурочных мероприятий.
Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной
деятельности.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель-ученик»
Наставник
Учитель, имеющий
большой или достаточный
опыт работы, обладающий
активной жизненной
позицией,
коммуникативными
навыками, умеющий вести
диалог с учеником

Наставляемый
Активный
-социально активный
обучающийся с особыми
образовательными
потребностями,
мотивированный к
расширению круга общения,
самосовершенствованию,
получению новых знаний

Пассивный
- Плохо мотивированный,
дезориентированный
обучающийся, не
имеющий желания
самостоятельно выбирать
образовательную
траекторию, мало
информированный о
карьерных и
образовательных
перспективах,
равнодушный к процессам
внутри образовательной
организации и ее
сообществ


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».