Классный час "ВЕЩИ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ"

19.04.2019

В последнее время люди всё чаще стали обращаться к изучению своих корней, своей родословной. Во многих семьях есть старинные реликвии, вещи, которые бережно хранятся, переходят из поколения в поколение.Они нам дороги не только как память о наших предках. Эти вещи интересны нам как предметы старины, культуры, как документные свидетельства конкретных исторических событий.Сведения, хранившиеся в них, представляют огромную ценность.

Есть ли в моей семье старинные и памятные вещи?

О чём они могут рассказать?

Почему мы их храним эти вещи?

История вещи - это не только история человека, история семьи. Это частица мировой истории.
В 9-8 классах прошел классный час на эту тему.
В прошлом году мы пытались оформить страницу портфолио с семейными реликвиями.
А у учителей есть семейные реликвии?!
Ими поделилась Рогова Н.С. и рассказала историю вещей.

Подсвечник

Антикварный редкий подсвечник «Братья Пименовы». Середина 19 века. Клеймо. Царская Россия.

Бутылка "Медведь"

Начало ХХ века.

Фантазийная водочная бутылка чёрного стекла (темно-зеленый оттенок), в виде сидящего на задних лапах медведя с опущенными передними лапами. Особый смысл заложен в "пудовой" медали на шее - в петровские времена такие медали вручались горьким пьяницам.

Бутылки - семейная реликвия.

Издавна для водки использовались фигурные бутылки. Из них до революции самой распространенной была бутылка в форме медведя. Сначала их выдували в Украине, а к концу XIX века — и в России. По ассортименту подобного рода посуды Смирнову не было равных. После революции фигурные водочные бутылки были редки, так как серийный промышленный выпуск такой продукции отсутствовал.

Ведущие производители русской водки Смирнов, Шустов, Штритер и Бекман выпускали водку в бутылках "Медведь". У смирновского "медведя" одна лапа прижата к груди, у шустовского и штритеровского обе лапы опущены вниз, у бекмановского "медведя" на груди висит большая медаль с названием фирмы, а под ногами, на цоколе, написано название водки "Сибирякъ". 

Возраст: 1900 - 1917 г.

Страна: Российская империя, СССР

Состояние: хорошее

Техника: Литьё

Материалы: Стекло

Фарфоровая горчичница, 1923 год

изготовлена Завод Пролетарий, с. Бронницы

В 1882 году близ села Бронницы  Крестецкого уезда Новгородской губернии на берегу реки Ниши в деревеньке Новая Мельница по инициативе господина Рейхеля (сына инженера П. К. Рейхеля, который был известен тем, что под его руководством мостили щебенкой оживленный тракт Москва – Петербург) были построены два завода  – гончарный и кирпичный, чему способствовало наличие богатых запасов местной красной глины и дешевой рабочей силы.

После Февральской революции в марте–апреле 1917 года на всех фарфоро–фаянсовых предприятиях были созданы комитеты и советы старост, взявшие под контроль производство. В 1918–1919 гг. предприятие национализировано. Выпуск изделий удалось наладить не сразу: не было запасов сырья и топлива, почти все оборудование в цехах находилось в плачевном состоянии. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны фабрика работала с перебоями.Хочу такой сайт

В ноябре 1921 года был создан Государственный трест фарфоро–фаянсовой промышленности Новгородской губернии – НовГубФарфор, в который вошли Бронницкая, Грузинская и Волховская фарфоровые фабрики. Началась плановая работа. В ноябре 1922 года по инициативе рабочих Бронницкой фабрики предприятие было переименовано в «Пролетарий». В это время на предприятии работали 1748 человек. С 1925 года «Пролетарий» полностью перешел на выпуск фарфора.

 

Створка бронзового складня

Трехстворчатый бронзовый складень со сценами из Нового Завета,  Бронзовый трехстворчатый складень XVIII в. из Великого Новгорода

На боковых створках складня размещены четыре композиции двунадесятых праздников: Вход Господень в Иерусалим, Сретение, Воскресение Господне (Сошествие во ад) и Вознесение. Тыльная сторона триптиха обработана напильником («лишненая»). Складень закрывается встык, тем самым напоминая подобие Царских врат, закрывающих вход в алтарь Церкви. Створки профилированные, с хорошо читаемыми надписями. Боковые имеют прямоугольную форму (2,8×5,6 см), центральная створка близка к квадрату (5,2×5,5 см).

. На рельефе «Воскресение Христово» Христос протягивает руку Адаму, выводя вместе с ним из ада души всех находящихся там грешников. Этот извод соответствует каноническому типу, отражающему традиционное учение о победе Христа над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада. В православной иконописи сюжет «Сошествие Христа во ад» является одновременно изображением Воскресения Христова. Момент Воскресения оказался скрыт от человеческого глаза: жены-мироносицы обнаружили пустой гроб с остатками ткани, в которую было завернуто тело Христа. Поэтому классическая византийская иконография знала только два образа Воскресения: «Явление О. М. Олейников 288 КСИА. Вып. 236. 2014 г. Ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». Эти типы утвердились и в русской иконописи, причем до конца XVIII в. в медном литье Воскресение Христово воплощалось только в виде «Сошествие во ад» (Воробьев, 2008).

 Иконография рельефа «Вознесения» также традиционна: в центре Богородица с молитвенно поднятыми руками (Оранта), образ особенно чтимый в Новгороде, справа и слева – апостолы, изображенные в рост. Возносящийся Христос заключен в мандорлу (миндалевидное сияние), которую поддерживают Ангелы. Важная деталь – Христос изображен сидящим (хотя престола не видно), по сути это Спас Пантократор, Вседержитель. Художественное литье в русской традиции на всех этапах своего развития было неразрывно связано с иконописью, откуда заимствовало сюжеты и иконографию. Церковная живопись заменяла Писание для безграмотных (Буслаев, 1910. С. 214). Появление складней связано с темой иконостаса, который является самой заметной и необходимой частью православного храма. Это символ земной Церкви, состоящей из живущих на земле верующих людей и Церкви Небесной, в которую входят прославленные Богом святые. Наличие иконостаса в православном храме обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Человек может спастись только как часть Церкви. Однако иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Русскому человеку часто приходилось быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику часто приходилось молиться вне храма. Поэтому наряду с путевыми иконами, маленькими образками, начиная с самых древних времен появляются складни, которые служили путевыми иконостасами. Эти святыни были самыми удобными для перенесения, прочные. По свидетельству антиохийского патриарха Макария, посетившего Россию в 1655 г., «у всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается и, где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай…» (Алеппский, 1898. С. 136). Путевые иконостасы появились задолго до раскола.

 

ЕВАНГЕЛИЕ, начало ХХ века ( предположительно 1911 год)

 

До 19 века священное писание было довольно недоступной литературой - ее владели попы, некоторая часть т.н. образованных людей и все. Сам факт, что первая многотиражная печатная библия (петровско-елисаветенская) была отпечатана в 1751 году в количестве 1200 экз. уже о многом говорит. В общем, эта версия библии была издана более двадцати раз в течении 60 лет. И что в итоге имела православная Российская империя на выходе? В 1818 году "в богословском классе Казанской Академии ни у одного студента не было Библии, да и казенная имелась только одна" (П.В.Знаменский). Какой отличный показатель "всепроникновенности" священного писания в народные массы, не правда ли? И как-то не стыкуется с теми поповскими сказками о том, что народ без библии и шагу не делал и вообще наизусть знал все подвиги Давыда и Нагорную проповедь. Тут у нас еще и не все будущие работники церкви имели доступ к телу, как показывает история.
Ситуацию с наполнением жизни российских подданных библейщиной взялось исправлять Санкт-Петербургское (позже переименовано в Российское) библейское общество организованное в 1812 году. Сначала исправление положения достигалось с помощью переиздания библии на церковно-славянском языке, что, само собой, больше опять было ориентировано на духовенство и образованцев. Но потом пришла мысль, что и народу надо бы дать "книжку книжек", т.е. сделать издание на русском языке. И тут началась интересная православная чехарда: работа над русским переводом библии вдруг стала противным делом для иерархов РПЦ. Начались всякие гневные речи в адрес Библейского общества, которые закончились (внимание!) сожжением в 1824 году тиража первого тома русскоязычной библии (расправа над священной книгой произошла  на кирпичном заводе Александро-Невской лавры).
Лишь в 1858 году продолжилась работа над русским переводом, который в итоге закончилась выходом классического синодального издания библии в 1876 году. На основании этого можно заявить, что до третьей четверти 19 века библия была недоступна народным массам по двум причинам: тиражей хватало лишь на обеспечение духовенства и тонкой прослойки остального населения, а церковно-славянский язык мешал пониманию текста всем остальным. То есть о настольной книге каждого православного россиянина того времени речи не идет.
Прорыв в деле библиизации России совершился лишь ближе к началу 20 века. Но насколько все было успешно? Давайте попробуем понять это через некоторые данные.
Синодальный перевод с 1876 по 1917 год выдержал чуть менее 50 изданий.

История настенных часов марки LE Roi a Paris - Король Парижа

   Сама по себе надпись на часах «Le Roi a Paris» по-нашему звучит “Король Парижа”. Под этой торговой маркой выпускались разные механические часы в начале 20 века, при чем разными немецкими часовыми производителями: самая крупная из них - "Shlenkler-Kienzle", также всем известная «Yunghans», ну и "FMS" (Фридрих Мауте Швенинген) с "PHS" ("Phillip Haas & Söhne").

Friedrich Mauthe, Schwenningen тогда же массово ввозила часы "Ле рой э пари" в Россию, удовлетворяя огромный спрос со стороны зажиточных граждан, которые жаждали иметь в своих домах немецкие качественные часы в французской стилистике.

Le Roy a Paris - ле Рой э Пари, «Король Парижа» это французская часовая фирма конца XVIII века. Очень дорогой брэнд.

Но это часы не изготовлены этой фирмой. Иначе, они бы висели в музее, а не у меня на стене.

Под этим логотипом часы стали выпускать некоторые немецкие фирмы. Уже тогда, в целях рекламы пользовались чужим логотипом и брэндом!

А с 1909 года такие часы стали изготавливаться немецкой компанией «Schlenker-Kienzle» специально для экспорта в Россию.

Мои часы именно этой фирмы.

   По прошествию ста лет многие настенные часы торговой марки «Le Roi a Paris» все еще продолжают идти и отбивать время, как ни в чем не бывало, их и сегодня можно часто встретить в продаже или у антикварщиков, кстати они и сегодня относительно недорогие, но вполне надежные и красивые.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 23.04.2019

Дата обновления: 23.04.2019

Дата публикации: 19.04.2019

Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».