Муниципальное общеобразовательное учреждение «Борская основная общеобразовательная школа» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета протокол №1 от 28.08.2023 распоряжением директора школы № 189 от 30.08.23г. СОГЛАСОВАНО на заседании Совета МОУ «Борская ООШ» Протокол №1 от 25.08.2023 СОГЛАСОВАНО на заседании Совета обучающихся МОУ «Борская ООШ» Протокол № 3 от 31.05.2023 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЖИМЕ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЩИХСЯ муниципального общеобразовательного учреждения «Борская основная школа» д. Бор, 2023 1. Общие положения 1.1. Настоящий режим занятий учащихся МОУ «Борская ООШ» (далее – школа) разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими требованиями СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115. 1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего образования реализуются в соответствии с утвержденным расписанием занятий. 1.3. Режим занятий определяет порядок организации образовательного процесса в течение установленной продолжительности учебного года в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами. 2. Учебный год 2.1. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования. Если 1 сентября приходится на выходной день, учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день. 2.2. Продолжительность учебного года для обучающихся уровней начального, основного общего образования предусмотрено в годовом календарном учебном графике. 2.3. Учебный год составляют учебные периоды: четверти. Количество четвертей в учебном году – 4. 2.5. С целью профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Минимальная продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Дополнительные недельные каникулы предоставляются обучающимся 1-го класса во втором триместре в соответствии с годовым календарным графиком. 2.6. Даты начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года, четверти, сроки и продолжительность каникул, сроки проведения промежуточных аттестаций, а также чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года устанавливаются в календарном учебном графике основных образовательных программ общего образования соответствующего уровня. 3. Режим занятий 3.1. Обучение в школе ведется: по пятидневной учебной неделе в 1–9-х классах; Урочная деятельность учащихся с ОВЗ организуется по 5 дневной учебной неделе. 3.2. Продолжительность урока (академический час) во 2–9-х классах составляет 45 минут. Продолжительность уроков в 1-м классе составляет: 35 минут в сентябре декабре; 40 минут в январе – мае. 3.3. Учебные занятия в школе организованы в первую смену. Начало уроков в первую смену не ранее 8.30. Проведение нулевых уроков не допускается. 3.4. После каждого урока обучающимся предоставляется перерыв 10 мин, после второго или третьего урока – 20 мин. 3.5. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной неделе и только в первую смену; - обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый: в январе – мая – по 4 урока в день (один день 5 уроков за счет урока физической культуры) по 40 минут каждый; - в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. 3.6. Расписание занятий составляется в соответствии с гигиеническими требованиями к расписанию уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Количество уроков не превышает: в 1-х классах – четырех и один раз в неделю возможно пять уроков, за счет физической культуры; 2 – 4-х классах – пяти; 5 – 6-х классах – шести; 7 – 9-х классах – семи. 3.7. Горячее питание обучающихся осуществляется в соответствии с расписанием, утверждаемым на каждый учебный год директором школы. 3.8. Аудиторная учебная нагрузка обучающихся не должна быть меньше минимальной обязательной и не должна превышать предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку обучающихся. 3.9. Расписание уроков составляется в соответствии с гигиеническими требованиями к расписанию уроков с учетом умственной работоспособности обучающихся в течение дня и недели. 3.10. В школе установлены следующие основные виды учебных занятий: урок, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия. 3.11. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках в начальной и средней школе проводятся физкультминутки, динамические паузы и гимнастика для глаз. 3.12. В оздоровительных целях в школе создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности обучающихся: внеурочное занятие по физической культуре один раз в неделю; физкультминутки на уроках; подвижные перемены; внеклассные спортивные занятия и соревнования; Дни здоровья. 4. Особенности организации образовательного процесса 4.1. При проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей) возможно деление классов на группы. При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы. 4.2. Для предупреждения переутомления в течение недели организуется облегченный учебный день в среду или в четверг. 4.3. При организации образовательной деятельности предусматривается проведение физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (далее – ЭСО). При использовании на занятии ЭСО в середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. 4.4. Занятия физической культурой могут проводиться на открытом воздухе в зависимости от совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводятся в зале. Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической культурой должно составлять не менее 70%. 5. Особенности режима занятий при электронном и дистанционном обучении 5.1. При использовании ЭСО на занятиях соблюдаются нормы продолжительности, установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами. 5.2. Занятия с использованием ЭСО с детьми до 7 лет не проводятся. 5.3. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО не допускается. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры. 5.4. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются. 6. Расписание занятий обучающихся 6.1. В Школе действует нелинейная модель расписания занятий. Основными признаками нелинейного расписания являются: - расписание строится с учетом возрастных особенностей школьников, т. е. количество учебных занятий и форма деятельности на разных ступенях школьного образования различается; - в расписании представлены учебные формы деятельности (урочные и внеурочные), связанные с учебными предметами, интегрированными курсами, занятиями внеурочной деятельности; - расписание закрепляет гибкую организацию образовательного процесса, включающую модульное построение обучения, погружение, сдвоенные уроки, учебные дни, и пр.; - расписание не закрепляет проведение учебных занятий только в стенах школы, а фиксирует обучение и в других местах, которые используются для образовательной деятельности: учреждения образования, культуры, спорта, объекты природы и пр.; - расписание ориентировано не только на классы, но и на группы, которые могут различаться по длительности времени совместной работы (от нескольких занятий до года), составу детей и взрослых (одновозрастные и разновозрастные группы детей и взрослых); - расписание позволяет объединять временные и педагогические ресурсы разных учителей школы для совместной работы с обучающимися (интегрированные занятия, междисциплинарные проекты, в которых участвует несколько педагогов); - расписание динамично, оно изменяется в течение определенных школой этапо в образовательного процесса (недели, триместра месяца), оно может учитывать изменение количества учебных занятий в течение определенных периодов учебного года (уменьшение в феврале, увеличение в октябре, апреле) и пр.; - расписание составляется не на год, а на определенный школой этап образовательного процесса (триместр, полугодие) с последующим качественным и количественным анализом проведенных учебных занятий в рамках общего числа учебных занятий на ступени школьного образования. 6.2. При нелинейном динамическом расписании учебный процесс учащихся организуется таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность. 6.3. Наряду с классно-урочной формой учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия могут проходить в виде спаренных уроков, в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам без потерь часов и перегрузки учащихся. 7. Режим внеурочной деятельности 7.1 Режим внеурочной деятельности регламентируется расписанием кружков, ШСК и нелинейным расписанием, утвержденным директором школы. 7.2. Время проведения экскурсий, походов, выходов с детьми на внеклассные мероприятия устанавливается в соответствии с календарным и тематическим планированием, календарными планами воспитательной работы. Ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных мероприятий несет педагогический работник, назначенный распоряжением директора. 7.3. Между урочной и внеурочной деятельностью предусматривается перемена не менее 20 – 30 минут. 7.4. При проведении внеурочных занятий продолжительностью более одного академического часа организуются перемены – 10 мин для отдыха со сменой вида деятельности. 8. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. 8.1. Оценка индивидуальных достижений обучающихся осуществляется по окончании каждого учебного периода: 1 класс - по итогам учебного года (безотметочное обучение); 2 – 9 класс по итогам триместра, учебного года (балльное оценивание); Порядок проведения промежуточной аттестации и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся определяется соответствующими локальными актами школы. 8.2. Государственная итоговая аттестация выпускного 9 класса проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства просвещения РФ, комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.