Мы- против наркотиков!

17.12.2018

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаёмся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни.

    Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика нарко и токсикоманий. По мнению экспертов ВОЗ, проблема наркомании приобрела драматический характер. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.  Даже при сужении границ наркомании до юридически приемлемых, она, с точки зрения врачей-наркологов, во многих странах признана социальным бедствием. Полная картина распространения наркомании, включающая различные формы токсикоманий, ещё более трагична. Нелегальное производство и распространение наркотиков, от которых быстро возникает тяжелая зависимость, может привести к деградации следующих поколений общества.

     Наркомания всегда поражает популяции, группы людей, отдельных индивидуумов, для которых характерен неадекватный здоровый образ жизни и низкий уровень культуры здоровья. К сожалению,  Россия на протяжении долгих лет является  одним из лидеров современного мира по алкоголизму. Сейчас нам серьёзно угрожает эпидемия наркомании: наркотический бум, охвативший в последние десятилетия многие страны мира, дошел и до России.

     Провозглашенный ещё врачами древности постулат  о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы.

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.

  По современной терминологии наркотики (греч. приводящий в оцепенение, одурманивающий) – это название   наркотических веществ растительного или синтетического происхождения, наркотических лекарственных препаратов,  которые оказывают специфическое (стимулирующие, возбуждающие,  угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, весь организм человека. Данное воздействие сопровождается развитием особых состояний, таких как снятие болевых ощущений, изменение настроения, психического и физического тонуса, сознания, на фоне которых формируется зависимость. Состояние, возникающее в момент приёма наркотиков, называется наркотическим опьянением, или наркотической интоксикацией. Наркомания-это особая тяжёлая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотиков и приводящая к формированию жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме.

    В разных регионах России встречаются различные формы наркоманий и токсикоманий. Также определяется связь между видом предпочитаемого наркотика  и токсиканта, способом его приема и возрастом, уровнем образования. Характером деятельности потребителей.

    Что же получается? Наркотики не способны  подарить человеку удовольствие, они лишь создаютиллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции. Стоит же такая иллюзия весьма дорого - платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.                         

   Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

                  Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы.

 Цель  - создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Гипотеза. Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если

- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.

- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты будут едины.

Объект исследования – профилактическая работа по употреблению наркотиков в образовательной среде.

Предмет исследования - условия внедрения профилактической работы в  образовательном учреждении.

Задачи исследования:

- определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена,

- выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди школьников,

- обосновать систему педагогических условий предупреждения детской наркомании,

- разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы образовательного учреждения.

Методы исследования:

1) Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом,

2) опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой детей,

3) Метод статистической обработки результатов.

              Глава 1. Теоретические аспекты профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков.

1.1. Факторы, определяющие востребованность профилактики наркомании в образовательной среде.

Что такое наркотики?

Что первое приходит на ум, когда произносят слово «наркотики»?

Как сказано в толковом словаре, наркотики - это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его мысли, его чувства, ощущение и поведение, вызывают сильное привыкание к ним организма.

Большинство наркотиков смертельно опасны, и все без исключения обладают опасным побочным действием. Есть основания предполагать, что стартовыми наркотиками для многих являются алкоголь и сигареты.

Многие из тех, кто «балуются» наркотиками, уверены, что никогда не попадутся на этом. На самом деле, большинство попадаются на сущей малости. Закон достаточно строг с теми, кто взят с поличным за незаконное приобретение и хранение (без цели сбыта) наркотиков, и еще более суров с теми, кто раздает или продает их друзьям (распространение, сбыт).

Большинство тех, кто принимает наркотики, делает это ради удовольствия, наслушавшись от других, как это здорово и какие удивительные ощущения при этом возникают. Но, ни один из них не думает о том, что дело может кончится для него больницей или смертью. Все мы в повседневной суете забываем об опасностях и считаем себя неуязвимыми, наркоманы - не исключение.

Не заблуждайтесь: если вы решили подружиться с наркотиками, то прежде узнайте, чем это опасно. Ни один человек, как бы осторожен он не был, не застрахован от худшего. Помните, каждый считает, что с ним никогда ничего не случится. И, тем не менее, может случиться и действительно случается.

Человечеству различные наркотические вещества известны тысячелетиями, и только последние семьдесят лет незаметно, появившись как болезнь в США и некоторых других странах, наркомания стала растекаться все шире, поражая все новые и новые регионы. И вот достигла России.

Никто уже не отрицает, что наркомания поразила Россию, причем поразила безжалостно, нанеся коварный удар по нашим детям. Взрослые чаще всего не видят наркотики. Но дети сталкиваются с ними везде: в школах, на дискотеках, на улицах. Наркотики навязывают детям, чуть ли не силой заставляя принимать их.

В многие-многие семьи пришла эта беда - наркомания.

В переводе с  греческого "narke" означает "оцепенение, онемение", "mania" - "страсть". В широком смысле наркомания - это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, курение, внутривенные инъекции) с целью добиться одурманивающего состояния. Вследствие этого, как результат происходят физические и психические изменения в организме. 

Дети начинают принимать наркотики по разным причинам:

  • Чтобы уйти от решения какой-то проблемы или, что тоже самое, уйти от реальности жизни;
  • Из любопытства (как правило, это маленькие дети - а к наркотикам сейчас привлекают и семилетних);
  • Чтобы не отставать от других, быть "как все";
  • Потому что не смог отказать;
  • Желая казаться взрослее, из-за бравады (особенно когда наркотик предлагает кто-то из тех, с кем подросток находится в близких отношениях);
  • Желая получить новые, необычные ощущения (галлюцинации);
  • Чтобы просто поднять настроение;
  • Желая вести себя раскованнее (например, с девушкой или просто танцуя на дискотеке);
  • Путем насильственного вовлечения (шантаж и др.)

Что происходит при употреблении наркотиков?

Наркотическая эйфория (иллюзия удовольствия) длится не более 5 минут, остальные 3-4 часа человек находится в фазе расслабления, переходящей в состояние бреда и сна. Причем сновидения не всегда доставляют удовольствие. Кошмар картины своей смерти, расчленение собственного трупа и похорон - острые ощущения не для широкого круга любителей.

Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотика.

Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. Из-за постоянного введения в кровь наркотических веществ, в организме перестают вырабатываться собственные болеутоляющие вещества, и человек начинает ощущать боль не только от прикосновения одежды к коже, но и от пульсации сосудов, и даже от трения суставов при движении.

Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль.

Нет больших страданий, чем те, которые испытывает наркоман при отсутствии наркотика. Сами наркоманы назвали это состояние "ломкой", в медицине это называется абстинентный синдром (синдром отмены).

Она проявляется, если наркотик отсутствует в организме в течение 10-12 часов. Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы не чувствовать боль и продолжать свое "существование". А, как известно, для приобретения наркотика необходимы деньги, которые на дороге не валяются, значит, сначала все выносят из дома, потом идут на воровство. И так по кругу, пока не будет остановки от "передоза" (смерть), от милиционера (тюрьма), от болезни (в лучшем случае больница).

1.2.Зарубежный опыт организации педагогической профилактики наркомании.

В большинстве зарубежных стран педагогическая профилактика является одним из важнейших компонентов государственной программы борьбы с наркоманией.

Её конечная цель зависит от политики каждого конкретного государства в отношении наркогенных веществ. Так, цель педагогической профилактики в Голландии, где использование «легких» наркотиков легализовано, направлена на снижение риска потребления «тяжелых» наркотиков несовершеннолетними; в Англии – на ограничение потребления алкоголя и курения при полном отказе от использования наркотических и токсикоманических веществ; в США и Австралии – на полное предотвращение использования любых наркогенных  веществ несовершеннолетними.

Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д.

Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам.

В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым. Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся

сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов.

В ряде стран для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социальной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий.

Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необходимые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Скил Лайфс" ("Успешная Жизнь"). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе.

Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает существование различий между отдельными регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркомании в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся; распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и подростков.

Как итог этих потерь: незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование); нереализованное среднее образование; снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб  включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему: криминализация общества; распространение субкультуры наркозависимых; деформация иерархии общественных ценностей; ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Многообразие существующих программ позволяет вовлечь в сферу профилактики практически все группы детей, начиная от дошкольников и заканчивая старшеклассниками. Все программы носят опережающий характер.

При организации педагогической профилактики используется несколько стратегических вариантов:

Прямой предметный подход предполагает непосредственную связь содержания программы с различными аспектами наркотизма;

Альтернативный подход связан с общим развитием механизмов социальной адаптации у детей: формированием позитивной Я-концепции, усвоением социально-ценностных поведенческих норм, формированием готовности к эффективному общению и т. д.

Непрямой селективный подход ориентирован на группы подростков со снижением социальным иммунитетом, обусловливающим их уязвимость к наркогенному давлению, имеющих опыт одурманивания, детей из семей алкоголиков и наркоманов и т. д.

Современные педагогические модели обычно объединяют все три подхода, обеспечивая комплексное решение задач профилактики. Существуют  несколько вариантов её организации.

  • Работа с дошкольниками

Антинаркогенная подготовка дошкольников включается практически во все зарубежные программы педагогической профилактики. Специалисты в области детской психологии считают возраст от 3 до 6 лет важнейшим периодом в формировании устойчивости к наркогенному соблазну. Действительно, ведь именно в этом возрасте дети впервые видят одурманивающие вещества (алкогольные напитки, сигареты), и то, какая реакция возникает у малышей, во многом определит их позицию в отношении наркотизации.

В структуре образовательных программ для малышей может выделяться несколько разделов, например: «Окружающий мир», «Здоровье», «Литература». Каждый из них направлен на формировании определенных навыков. Антинаркогенные программы помогают малышам решать и их реальные проблемы, возникающие при общении с окружающими. Так, дошкольники, испытывающие трудности в общении со сверстниками, учатся преодолевать чувство неловкости, застенчивости, находить свою нишу в детском коллективе. Таким образом, антинаркогенная подготовка способствует и реализации общих задач развития и воспитания, обеспечивая малышам условия для эффективной социальной адаптации.

  • Волонтерские команды

Одной из форм организации профилактики в зарубежных школах стали подростковые консультационные пункты, где в качестве консультантов работают старшеклассники. Примером их может служить американский проект «добровольные помощники».

  • Программа помощи детям, родители которых больны наркоманией

Для того чтобы помочь детям из семей алкоголиков и наркоманов, во многих странах действуют специальные центры психологической поддержки. Алкоголизм и наркомания здесь рассматриваются как «семейные» болезни в том смысле, что все члены семьи зависимого оказываются вовлеченными в его недуг, в той или иной мере страдают от него. Цель реабилитационных программ заключается в снижении или полной нейтрализации негативного влияния наркогенной семьи на психологическое развитие несовершеннолетнего.

Опыт деятельности реабилитационных центров представляет для нас особый интерес, поскольку работа с детьми из семей наркозависимых у нас также начинает развиваться.

  • Обучение школьников

Антинаркогенная подготовка, начавшись в детском саду, продолжается и школе. Для этого разработаны специальные циклы, состоящие из уроков и внеклассных мероприятий. Роль наставника при этом может выполнять как взрослый – педагог, администратор, служащий департамента и т. п., так и сверстник или старшеклассник – так называемое межвозрастное преподавание. Большинство занятий предполагает использование активных форм и методов обучения – игры, дискуссии, конкурсы, театрализации.

Одним из вариантов антинаркогенной подготовки школьников является программа «Ваше здоровье – 2000»

Перед началом программы ежегодно в каждом классе проводится тестирование. Его цель - оценить сложившуюся в детском коллективе ситуацию, связанную с наркотизацией (как дети относятся к различным аспектам явления, имеют ли опыт использования наркогенных веществ, почему используют и т.д.). Результаты этого тестирования помогают педагогу спланировать содержание антинаркогенного обучения, обратив внимание на наиболее значимые для его воспитанников проблемы. Тестирование служит и способом оценки эффективности педагогической профилактики. В конце каждого года ученикам вновь предлагается ответить на вопросы теста, а затем результаты двух тестов сравниваются.

В средней школе детям предоставляется сведения о свойствах и механизме действия конкретных наркотиков – алкоголя и марихуаны (5-6 классы), гашиша, кокаина (7-9 классы). Такое детализированное информирование объясняется необходимостью развенчать популярные в подростковой среде мифы о безопасности данных наркотиков, их «полезных» свойствах.

Подробно рассматриваются вопросы о влиянии одурманивания системы и органы человеческого организма, социальный статус человека. При этом анализ носит личный характер, т.е. последствия одурманивания школьники «примеряют» на себя, определяя, каким образом наркотизация может изменить их жизненные планы, будущую жизнь. В 4-5 классах при прогнозировании используется ближайшая перспектива (что будет со мной сейчас, через месяц, год после пробы), в старших классах рассматривается более отдаленный этап (как одурманивание может отразиться на моей жизни через несколько лет, повлиять на взаимоотношения с будущим супругом, здоровье детей).

Большое внимание уделяется обсуждению вариантов реализации своих творческих, организаторских способностей. Для этого подросткам предлагается разработать план конкретного мероприятия и провести его (вечер, танцевальное шоу, конкурс и т. п.).

В старших классах (10-11) школьники готовят специальные доклады, выпускают информационные листки, проводят круглые столы. При работе со старшеклассниками традиционные формы обучения практически не применяются, занятия строятся в виде свободного обсуждения, равноправной дискуссии.

Продолжается тренировка навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения. Однако теперь подросток должен не только сам освоить их, но и научить этому других. Каждому старшекласснику необходимо выбрать одного или нескольких учеников 5-9 классов, с которыми он общается, и помочь им освоить правила поведения, позволяющие избежать приобщения к одурманиванию (межвозрастное преподавание).

Значительная часть занятий посвящена анализу проблемы общения с людьми, использующими одурманивающие вещества («попустительство и вмешательство», «не допусти беды»). Юноши и девушки учатся распознавать ситуации, связанные с наркотизацией, при которых необходимо вмешательство. Кроме того, они осваивают практические навыки поведения в критических ситуациях – оказание первой помощи при токсическом отравлении, попытке самоубийства т. д., а также приемы психологической помощи человеку, находящемуся в кризисном состоянии.

Глава 2. Организация педагогической профилактики в образовательной среде.

           2.1. Проблемы современной молодежи и причины подростковой наркомании.

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в США каждый пятый подросток, арестованный за преступные действия, моложе 14 лет и не мог быть отправлен в тюрьму. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки?

В подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают незримыми хозяевами дискотек, клубов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих "дозреванию" подростка перед первым приемом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что они легко внушаемы, еще не способны к направленным волевым действиям, лишены осознания ответственности за свое будущее. Причиной является и молодежная мода с элементами субкультур, скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, дьявольщины, оккультизма. Также увлечения подростков астрологией, фильмами ужасов, пришельцами, НЛО. Это и смакование жизни рок-звезд, сообщения в прессе об их преступлениях, махинациях и пагубных влечениях. Это - реклама ночных клубов, массовых праздников, рок-концертов, на которых приобщение новых подростков к употреблению наркотиков идет по типу цепной реакции.

Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни. С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.

С другой стороны, большинство взрослых считают, что подростки слишком молоды, чтобы их воспринимать всерьез. Это непонимание является причиной многих проблем и конфликтов. Безразличие и лицемерие взрослых - также плохие примеры для подростков: данные многочисленных социальных опросов, проводимых среди молодежи, свидетельствуют о том, что они отнюдь не в восторге от собственных родителей, которые говорят о наркотиках, как о чем-то ужасном, а сами в это время употребляют алкоголь, курят табак, глотают в огромных количествах таблетки, которые "улучшают", по их мнению, настроение, помогают при бессоннице, устраняют чувство усталости, снимают боль.

В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. еще не имеют собственной. Срабатывает принцип "стаи" в юношеских компаниях - "тусовках": "все так поступают", "друзья уговорили", "неудобно было отказаться" и стремление самоутвердиться в группе сверстников.

Часто причиной вредных привычек может быть наличие у молодых людей противоречий жизненных взглядов, несогласие с мнением окружающих, желание досадить родителям, заглушить чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту - "со всеми и один".

Среда, насыщенная алкогольными установками, традициями, также оказывает на подростка интенсивное давление.

Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к наркотическим веществам, прикрывая свою слабость всевозможными причинами: "расслабиться", "испытать новые ощущения", из-за желания "выразить протест против запрета", пережить "маленькую радость, которую может позволить себе человек, "облегчить" процесс учебы или "забыться и уйти от реальности, ее тягот и проблем".

Отсюда видно, что жизнь подростков полна опасностей и вовсе не легка, а проблемы и причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, разнородны. Следует помнить, что пагубные привычки приносят вред не только окружающим людям, семьям, но, в первую очередь, их здоровью.

2.3. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека.

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе социологические опросы и анкетирования среди учащихся помогли провести учителя, социальный педагог, учащиеся.

На базе школы было проведено анкетирование среди 9-11 классов. Первая диагностическая анкета состояла из 4 вопросов:  вопросов о курении, наркотиках и алкоголе. (приложение 1) Всего принимали участие 117 человек в возрасте от 14 до 17 лет.Хочу такой сайт

При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" Из опрошенных  "Да" ответили 2 человека - 1%; "Нет" - 40 человек - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.

На следующий вопрос "Куришь ли ты?" Из опрошенных "Да" ответили 6 человек – 14,6% и дали ответ "Нет" 35 учащихся – 85,4%. Это значит, что подростки осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.

Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 6 курящих подростков ответили "Да" 4 человека – 66,6%; "Нет" - 2 человек – 33,4%.

Уверенные ответы дали учащиеся на четвёртый вопрос анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 36 человек -87,8% и "Реже" всего 7 человек – 12,2%.

Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.

На вопрос из опрошенных "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:

А. только по праздникам - 24ч. - 96%;

Б. по выходным дням - -

В. в дни получки - -

Г. несколько раз в неделю - -

Д. почти ежедневно - -

Никогда – 1 – 4%

Из опрошенных попробовали алкоголь в 12-14 лет - 10 человек - 40% это произошло "с товарищами за компанию". Отвечая на вопрос об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость,  головную боль, тошноту.

На вопрос о необходимости чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков из опрошенных "Да" ответили 19 человек - 76%; "Нет" - 5 человек - 24%.

Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

Учащимся 9 классов был предложен тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" Анонимность теста дала возможность учащимся откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.

При ответе на вопрос "Табак в сигаретах является наркотиком", учащиеся  ответили "Верно" - 100%.

На вопрос "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе", "Верно" ответили 22 ученика - 78%, т.е. они считают, что наркоманы вредят лишь себе, не доставляя проблем окружающим.

При ответе на вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Верно" ответили - 58%.

 Отсюда вывод, что следует проводить чаще беседы, часы общения, валеологические десятиминутки, просматривать фильмы о вредном влиянии алкоголя на организм человека, на систему органов, особенно на ЦНС (центральную нервную систему).

95% учащихся ответили "Верно" на вопрос "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить". Подростки понимают, что молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

Вопрос "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Верно" ответили  - 73% учащихся.

На вопрос «Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости» учащиеся ответили "Да" 24 человека – 80%, "Нет" 6 человек – 20%.

На вопрос "С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков" учащиеся дали следующие ответы:

  • разработка и демонстрация наглядных материалов – 7 учащихся – 23,3%
  • организация психологической само- и взаимопомощи – 9 учащихся – 30%
  • уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе – 12 учащихся – 40%
  • никак – 1 учащийся – 6,7%.

По результатам анкетирования мы видим, что учащимся необходима профилактическая работа в школе. Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.

Как бы не сложились результаты опросов, каждый подросток должен осознать, что употребление любых наркотических веществ – болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы.

2.3. Принципы и модели педагогической профилактики в образовательном учреждении.

Работа по профилактике наркомании перестала быть просто моральным долгом учителя, переросла в его прямую обязанность, выполнить которую на фоне активной пропаганды различных атрибутов элитарного образа жизни, согласитесь не так то просто.

Каждый день с экранов телевизоров мы слышим одни и те же слова: «Попробуй – полюбишь», «Попробовав раз, ем и сейчас»… Попробуй новую жевательную резинку, новую косметику, новые сигареты…  Почему тогда не попробовать «новый» наркотик, тем более, что известные телеведущие и музыканты с улыбкой повествуют о том, что наркомания – часть их жизни, источник творческого вдохновения. Доказательством служат названия музыкальных альбомов («Опиум» группы «Агата Кристи»), песни о подкожных введениях наркотиков («Дельфины» группы «Мумий Тролль», «Бриллиантовые дороги» группы «Наутилус»), а также многие другие факты из эстрадной жизни.

Как противостоять такому стремительному потоку информации? Как объяснить всю опасность происходящего, если большинство тех, кто составляет так называемую «группу риска» уже имеют обширный опыт употребления табака, алкоголя, некоторых наркотических и токсических препаратов?

В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправлении» последствий наркотизации – медики разрабатывают все новые и новые методы лечения зависимости, юристы предлагают варианты законодательных мер, способных остановить торговлю наркотиками, и т.п. педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики и возможности её оцениваются весьма скромно. Между тем именно она способно стать той самой «привычкой», которой защитит ребенка от наркогенного заражения. А какой должна быть педагогическая профилактика?

                  С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа. 
          Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

            ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

           Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди. 
     
 Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

                Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.      

             Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

              При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%.

          В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ.

  • Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:
  • распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;
  • формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;
  • предоставление альтернативы наркотизации;
  • коррекция социально-психологических особенностей личности;
  • целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);
  • тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

      Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

      В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

      Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

      Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

      Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

      Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

В антинаркогенной работе следует избегать:

использования тактики запугивания;

искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;

упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;

оправдания употребления наркотиков.

     При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики. 
     Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. 
     Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку. 
     Подготовка специалистов к ведению профилактической работы должна быть направлена на решение двух групп задач: воспитательных (осознание педагогами личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних). 
     Специфические задачи подготовки педагогов к профилактической работе предполагают расширение информированности участников о различных аспектах наркотизма, осознание и коррекцию (при необходимости) личностного отношения к наркотическим веществам, освоение основных приемов организации профилактической работы в детском коллективе. 
     При анализе аспектов наркотизма понятие «зависимость» должно рассматриваться в широком значении: в круг традиционных объектов зависимости (лекарства, табак, алкоголь, наркотики) вводят такие компоненты как пища, телевизор, компьютер. Поэтому профилактику наркотизма нужно рассматривать как комплексную проблему, связанную с предупреждением возникновения универсальных личностных детерминант отклоняющегося поведения. 
     Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях.
     Исследование проблемы – эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в данном ОУ и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов. 
     С целью изучения наркологической ситуации в районе, выявлении степени распространенности наркотических средств, «популярности» тех или иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и употребления, работникам образовательного учреждения необходимо провести сбор информации в учреждениях здравоохранения и органах внутренних дел. Эти данные помогут при организации специального антинаркотического контроля в ОУ. Подобный контроль призван исключить как возможность использования несовершеннолетними в ОУ наркотических веществ, так и приобщения к наркотизации своих сверстников. 
     В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа. 
     Этап реализации программы. В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику.

Схема реализации программы профилактики в ОУ

Структурные компоненты программы

Содержание работы

1. Работа со школьной средой

- общее признание правил и норм неприятия наркотиков; 
- чувствительность к сигналам опасности; 
- образование и информация; 
- тренинги активного отрицания; 
- убеждение в доступности помощи; 
- выявление «групп риска».

2. Работа с несовершеннолетними группы риска

- разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска; 
- оказание помощи в преодолении проблем.

3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества

- создание мотивации для обращения за помощью к специалистам; 
- адресная помощь наркозависимым несовершеннолетним; 
- помощь в семье в решении проблем, связанных с наркозависимостью несовершеннолетнего; 
- создание благоприятных условий для несовершеннолетних, прошедших реабилитацию.

То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:

  • действия, направленные на школьную среду в целом;
  • действия, направленные на детей «группы риска»;
  • действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков. 
                    Многие взрослые считают, что для того, чтобы сформировать у ребенка или подростка устойчивость к наркогенному соблазну, достаточно рассказать об опасности, вреде наркотиков. Но, увы, этого явно недостаточно. Можно хорошо разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом продолжать рисковать своим здоровьем и судьбой.

Педагогическую профилактику нельзя свести к обычным назиданиям и поучениям. Конечно, подростку нужно знать о последствиях наркотизации, уметь реально оценивать опасность знакомства с наркотиками и выбирать правильную схему поведения в ситуации наркогенного заражения.

Но для того, чтобы понять, как наркотики влияют на здоровье (а, следовательно, убедиться в их опасности), детям и подросткам нужно иметь представление об устройстве и работе человеческого организма. При этом важно, чтобы подросток понимал, насколько совершенно его тело, организм, какие потенциальные возможности таятся в каждом из нас. А раз это так, то забота о собственном здоровье не просто скучная обязанность, выполнение которой требуют взрослые, а непременное условие реализации своих желаний, достижения успеха в жизни. Следовательно, педагогическая профилактика – это ещё и формирование культуры здоровья детей. Но это ещё не всё.

Подросток должен осознавать, что его здоровье, жизнь – это то, что он получил от прошлых поколений. И то, что он спустя время должен передать грядущим. А это значит, что забота о здоровье приобретает новый смысл. Человек не вправе бездумно распоряжаться этим даром. Любое поведение, связанное с саморазрушением, не просто опасно, оно безнравственно по отношению к своим близким. И тут педагогическая профилактика требует вовлечения в сферу внимания педагога категорий морально-этического характера. Взрослому, так или иначе, придётся обсуждать с детьми столь сложные (и на первый взгляд далёкие от проблемы наркомании) понятия, как: смысл жизни, нравственность, долг, самосовершенствование и т.п.

Естественно. В зависимости от возраста воспитанника глубина трактовки этих категорий будет различаться.

Педагогическая профилактика напрямую связана и с формированием у подростков их социальной комплектации. Если подросток умеет реализовывать свои потребности в общении, любви, получений удовольствия адекватными способами, то ему нет необходимости прибегать к помощи наркотиков. Задача взрослого научить своих подопечных законам общения, умения избегать и преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения и многому,  многому другому – тому, что можно обозначить как «искусство жизни».

Таким образом, педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности подростка и должна охватывать все факторы социализации ребёнка. Именно поэтому мы предлагаем рассматривать три уровня организации модели педагогической профилактики – макроуровень (рассматриваемый в рамках целого государства), мезоуровень (действующих на уровне регионов), микроуровень (включающий в себя ближайшую среду обитания несовершеннолетнего).

К сожалению, несмотря на всю актуальность проблемы, общегосударственной программы педагогической профилактики наркотизма до сих пор не существует. Лишь в некоторых регионах сегодня начинают действовать региональные программы профилактики наркотизма несовершеннолетних, однако их опыт ещё незначительный и требует дополнительного изучении. Сегодня реально можно говорить о функционировании модели на микроуровне – на базе школы, досугового учреждения и т.п. Кстати,  отдельный класс тоже относится сюда. Однако, несмотря на, казалось бы, незначительную «масштабность» такой модели, она реально способна повлиять на поведение детей в отношении наркотиков.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.

Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма. На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы ("Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология"), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).

Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.

В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.

Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями - (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила неприкосновенности", т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

Заключение .        

В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так и прежде всего среди детей, подростков, молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, проективным действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.

О росте немедицинского потребления ПАВ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчетности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения. В этих учреждениях состоят на учете и составляют группу диспансерного наблюдения дети и подростки (до 18 лет), у которых установлен диагноз наркологического заболевания - наркомании или токсикомании (их совокупное количество, рассчитанное на 100000 детско-подросткового населения, обозначается как болезненность той или иной патологией). Лица указанного возраста, которые злоупотребляют наркотиками или ненаркотическими ПАВ, но без оформления клинической картины наркотической зависимости, составляют группу профилактического наблюдения.

Главным и самым беззащитным объектом, по которому "ведет огонь" наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.

Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.

Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.

В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.

Печальный опыт многих развитых государств  свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран.

Перед реальной угрозой "взрыва" наркомании в нашей стране зададимся вопросом: а каковы возможности школы в противодействии этому злу.

Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.

Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.

Мы далеки от мысли учить преподавателей педагогическим тонкостям антинаркотической работы. Цель видится в том, чтобы на основе обобщения накопленного многолетнего опыта непосредственного общения работников правоохранительных органов с подростками-потребителями наркотиков и их окружением подсказать учителю общие принципы противодействия распространению наркомании в подростковой среде и дать некоторые рекомендации, касающиеся этой работы. При творческом и внимательном подходе к предлагаемому материалу педагог найдет нечто полезное для себя.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 21.12.2018

Дата обновления: 21.12.2018

Дата публикации: 17.12.2018

Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».