Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 2 от 31.12.2020г. Утверждено распоряжением директора МОУ «Борская ООШ» № 421 от 30.12.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МОУ «Борская ООШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МОУ «Борская ООШ» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества МОУ «Борская ООШ» (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Учитель будущего» и «Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1 Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор – сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по общеобразовательным программам и отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в ОУ. 2.8. Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, 3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества: ● разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; ● разработка и реализация программ наставничества; ● реализация кадровой политики, в том числе: привлечение , обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; ● инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программы наставничества; ● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; ● осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества; ● проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; ● формирование баз данных программ наставничества и лучших практик; ● обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Школьное наставничество организуется на основании распоряжения директора школы. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается распоряжением руководителя ОУ. 4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой распоряжением директора. 4.5. Программа наставничества в ОУ реализуется в ходе работы куратора с базами наставляемых и наставников. 4.6. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, во взаимодействии с педагогическими работниками ОУ, классными руководителями и иными лицами школы, на основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов как потенциальных участниках программы. 4.7. Наставляемыми могут быть обучающиеся: - проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным предметам; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - с ограниченными возможностями здоровья; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы; -демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - имеющие проблемы с поведением; 4.8. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы. 4.9. Наставниками могут быть : − обучающиеся , мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; − педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; − родители обучающихся — активные участники родительских советов; − выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; − сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих кадров; −успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать свой опыт; − ветераны педагогического труда. 4.10. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей ОУ в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей. 4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы, а также соглашения наставляемых и наставников. 4.14. Формирование наставнических пар и групп осуществляется после знакомство с программой наставничества; 4.15. Формирование наставнических пар и групп осуществляется на добровольной основе и утверждается распоряжением директора школы; 4.16. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы и целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «ученик – ученик», «учитель учитель», «работодатель – ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме ученик – ученик», «учитель - учитель», «работодатель – ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском комитете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник – наставляемый». • Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого. • Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого. • Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого. • Регулярные встречи наставника и наставляемого. • Заключительная встреча наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи-планирования Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1. Мониторингом процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей: • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6. 7. Обязанности и права наставника: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым план наставничества. • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу. • Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника. • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. • Проходить обучение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут. • Выполнять задания индивидуального маршрута. 10. права наставляемого: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. 11. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • Распоряжение директора школы о внедрении целевой модели наставничества;; • Положение о наставничестве в ОУ; • Программа наставничества в ОУ; • План реализации целевой модели наставничества в ОУ («Дорожная карта») • Распоряжение о назначение наставников программы наставничества ОУ; об утверждении пар/групп. Приложение 2 к распоряжению директора МОУ «Борская ООШ» № 421 от 30.12.2020г. Целевая модель наставничества «Учитель-ученик» на 2020-2021 учебный год Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи. Задачи: Оказание помощь обучающимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, формирования ценностных и жизненных ориентиров. Развитие лидерских, коммуникативных, организационных навыков. Результат: Повышение успеваемости обучающихся. Увеличение доли внеурочных мероприятий. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности. Характеристика участников формы наставничества «Учитель-ученик» Наставник Учитель, имеющий большой или достаточный опыт работы, обладающий активной жизненной позицией, коммуникативными навыками, умеющий вести диалог с учеником Наставляемый Активный -социально активный обучающийся с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых знаний Пассивный - Плохо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри образовательной организации и ее сообществ